Путь «зеленой кошки»

"Неважно, какого цвета кошка – черного или белого, важно, чтобы она ловила мышей", – говорил отец китайских экономических реформ Дэн Сяопин по поводу выбора Поднебесной пути – капиталистического или социалистического. Известный современный китайский экономист Ху Аньган считает, что все последние 20 лет Китай шел по пути "черной кошки", имея в виду колоссальный экологический ущерб, нанесенный бурным экономическим ростом. Ху выражает свое несогласие с патриархом реформ и считает, что цвет кошки очень даже важен, и она должна быть "зеленой".

К внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и улучшению энергоэффективности Китай, кроме чисто экологических соображений, подталкивает и растущая потребность в энергоресурсах – за последние пять лет энергопотребление в стране росло на 10% ежегодно.

Выходим на плато

Китай всегда был сложным партнером на переговорах по изменению климата и сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Что вполне понятно, для быстрорастущей экономики те цели, которые ставят перед собой развитые страны, зачастую просто неприемлемы. Китай планирует добиться эмиссии парниковых газов на уровне 2005 г., а не 1990-го, являющегося точкой отсчета для стран ОЭСР. “Пекин полагает, что маршрут от развивающейся страны к развитой занимает около 55 лет интенсивной карбонизации экономики, и только после этого наступает пик выбросов. В соответствии с этим расчетом КНР планирует достичь стабильного уровня в выбросах, иными словами, плато не позднее 2030–2040 годов, постепенно снижая рост выбросов CO2 в амтосферу (Пекин принял на себя обязательства сократить этот показатель на 45% к 2020 г.). Разрабатываются и соответствующие планы по переходу страны к фазе перманентного снижения выбросов – развитые государства уже находятся в этой фазе”, – отмечает сырьевой аналитик гонконгской инвестиционной и консалтинговой компании GaveKal Ахмад Абдалла.

К 2020 г. Пекин планирует стабилизировать и уровень потребления нефти. Эта цель важна не только с экологической, но и с экономической точки зрения – углеводородные энергоресурсы конечны, и Китай не может безудержно наращивать их потребление – это тупиковый путь. К намеченному сроку Пекин будет готов установить следующие цели: во-первых, снизить потребление энергии на единицу ВВП от –40% до –60% по отношению к уровню 2005 г.; во-вторых, на 50% уменьшить выбросы CO2 на единицу ВВП также по отношению к уровню 2005 г. В экономическом смысле эти цели подразумевают удвоение к 2020 г. эффективности применения энергетических ресурсов и еще более смелые планы на будущее. Дальше – больше, к 2050-му Китай планирует почти 16-кратный рост ВВП по сравнению с 2005 г., при этом потребление энергии должно вырасти всего в 2,4 раза.

В определенном смысле КНР будет проще, чем развитым странам, пережившим индустриализацию раньше нее. Пекин сможет закупить самые современные технологии в области ВИЭ и энергоэффективности и таким образом перескочить через этап экологически грязной и энергозатратной “химической индустриализации”, пережитый Западом за последние 30 лет. При этом мало кто из экспертов сомневается, что энергобаланс Китая будет смещаться с доминирования угля на другие, более чистые, источники энергии. Вопрос лишь в том, на какие именно?

Сейчас Китай стоит на дороге со множеством развилок. Какую энергетическую политику выбрать? Примеров для подражания хоть отбавляй. После второго нефтяного шока середины 1970-х развитые страны пошли по разным траекториям. Франция, к примеру, сделала долгосрочную ставку на развитие атомной энергетики. Результат очевиден: в этом государстве самое дешевое электричество среди крупных экономик ЕС. Начиная с 1980-х, Франция благополучно экспортирует излишки электроэнергии соседям, ну а выбросы CO2 на душу населения сократились в стране на треть. Великобритания, для сравнения, не имела продуманной долгосрочной энергетической политики – ни в технологическом, ни в инфраструктурном аспектах. И сейчас это отражается в существенном дефиците собственного производства энергии, да и с экологией в стране не комильфо – за 40 лет Великобритания смогла снизить выбросы CO2 на душу населения лишь на 10%. США также не имели четкой политики в области энергоэффективности, и на сегодняшний день потребление энергии на душу населения в Америке значительно превышает европейский уровень. Сейчас и США, и Великобритания вынуждены управляться с крайне неэнергоэффективной экономикой, перестраивать которую дорого, сложно и долго.

Пример других стран тоже весьма любопытен и поучителен. Япония, соседка Китая, во многом пошла по французскому пути. Доля углеводородов в производстве электроэнергии в Стране восходящего солнца упала с 73% в 1973-м, до 26% в 1986 г. Сейчас этот показатель еще ниже – 9,5%, причем снижения удалось добиться в основном за счет атомной энергетики.

Большой зеленый скачок

Какой из предложенных путей выберет “зеленая кошка”? Пока создается впечатление, что Китай разом пробует все возможные варианты одновременно, особенно не задумываясь о последствиях. Принятый в 2007 г. закон “О возобновляемой энергии” ставит, к примеру, такую задачу: доля ВИЭ в энергобалансе страны должна составить к 2020 г. 16% (16 – цифра удачи по китайской нумерологии, 8х2). Темпы выполнения этой программы впечатляют – в течение последних пяти лет ветроэнергетика вырастает на 100% ежегодно. Вполне “китайские” скорости. Теперь правительство обязывает распределительные компании закупать определенную долю электричества у ветроэнергетиков.

Почему? На ветряную энергию нет особого спроса – мощность всех установленных ветряков достигла 1,85% от общего объема мощностей в электрогенерации, а в распределительные сети поступает всего 0,75%. “Ветряная энергия уже заслужила прозвище “мусорной”, – отмечает Ван Чжункунь, эксперт China Chengxin International Credit Rating Agency. – Проблема в недостаточной выработке энергии, что может повредить распределительные сети. Энергораспределительные компании предпочитают традиционные, более надежные источники энергии и не особенно горят желанием привлекать огромные инвестиции, необходимые для интеграции ветрогенераторов в существующую инфраструктуру”. Действительно, ВИЭ по многим показателям уступают традиционным углеводородным источникам сырья. В случае с ветро- (как и солнечной) энергетикой главная проблема – непостоянство источника. Несмотря на бесплатность первичной энергии (ветрового и солнечного потоков), извлечь и доставить потребителю эту энергию в полезных формах (электричество, тепло, холод) оказывается непросто и недешево из-за ее сезонной, суточной и погодной изменчивости и малой плотности энергетических потоков.

Такой же “большой скачок – 2” собирается совершить Пекин и в области солнечной энергетики. Сейчас Китай занимает первое место в мире по производству солнечных панелей. В рамках прочей гигантомании власти КНР планируют построить 12- гигаваттный энергопарк для города Ордос во Внутренней Монголии. Основываться он должен на солнечной энергетике плюс немного ветра, биомассы и прочих модных экологических красивостей. Однако две небольшие проблемы заставляют рассматривать этот проект с некоторым скепсисом: во-первых, высочайшая дороговизна солнечной энергетики (проблемы во многом те же, что и у ветряков – непостоянство источника и сложности с хранением энергии и ее интеграции в сети); во-вторых, модерновый город Ордос пока пуст, и кто там будет жить – не совсем ясно.

Не забыл Китай и про биотопливо. КНР – третий в мире производитель биоэтанола (после США и Бразилии), а этанол составляет 20% всего потребления автомобильного топлива. Поднебесная производит 6 млн т этанола в год и собирается к 2020 г. довести эту цифру до 15 млн т. Все бы хорошо, да беда в том, что посевные площади под биоэтанол конкурируют с полями под зерновые, а это прямая угроза продовольственной безопасности страны. Рентабельное производство биоэтанола из сахарного тростника может позволить себе разве что Бразилия, где совсем иной климат, хотя и там под плантации вырубаются девственные леса Амазонии, что, мягко говоря, неэкологично. (В США фермерам требуются субсидии, чтобы сделать их хозяйства доходными). Добавим к сказанному, что в недавно опубликованном обзоре мировой экономики МВФ предупредил о возможности нарастания конкуренции между производством из зерновых культур биотоплива и еды, что может привести к повышению цен на продовольствие и, как следствие, к голодным бунтам.

Проторенные пути

Все же, отмечая недостатки китайской энергетической политики, стоит обратить внимание и на позитивные тенденции. Модные увлечения пока не достигли существенной доли в энергобалансе, так что сильно беспокоиться не стоит. “Особый приоритет в итоге будет отдан природному газу, – считает Абдалла. – Именно он – высокоэффективный и относительно чистый источник энергии. Стратегически Китаю стоит сделать ставку на природный газ, усилить его геологоразведку – мировые запасы этого сырья огромны и очень плохо разведаны. После создания соответствующей инфраструктуры и цепочек снабжения природный газ сможет заменить использование угля домохозяйствами (8% общего объема потребления угля)”.

Увеличение доли атомной и гидроэнергетики (с нулевыми выбросами СО2) также оправдано – как с точки зрения экологии (при соблюдении всех требований безопасности), так и с позиции уменьшения зависимости от углеводородов. Сейчас Китай имеет 13 действующих атомных станций и 27 АЭС находятся в стадии строительства. Пекин ставит целью доведение выработки электричества с помощью АЭС с текущего ~1% до 6% к 2020 г. (это огромное увеличение, но с низкой базы, так что пока до французских 80% далеко). Установленная мощность АЭС должна вырасти с 10,2 ГВт до 70–80 ГВт. Дальше – больше, с 80 ГВт в 2020-м планируется дойти до 200 ГВт к 2030 г. и до 400 ГВт к 2050-му. Рост в 40 раз! Эти планы уже реализуются. Так, американская компания Westinghouse Electric Co. объявила о том, что Китай намерен иметь 100 ядерных реакторов к 2020 году.

Хорошие перспективы у КНР и в области гидроэнергетики – сейчас ее доля в выработке электроэнергии составляет почти четверть от общего объема, или 172 ГВт. К 2020 г. Пекин намерен практически удвоить эту цифру, доведя мощность до 300 ГВт.

 Суммируя все возможные пути “зеленой кошки”, необходимо осознавать, что намерения Китая в области энергетической политики беспрецедентны как по масштабам, так и по запланированным (и уже частично реализованным) темпам изменений. В мире просто не было примеров столь амбициозных планов. Но Китай есть Китай – здесь любые стандартные масштабы приходится умножать на 10. Будет ли проводимая политика успешной, сказать просто невозможно – именно из-за отсутствия прецедентов. Но с уверенностью можно спрогнозировать, что путь не будет простым – некоторые тропинки приведут к тупику, на других ждут ухабы и кочки. Так что “зеленой кошке” придется потрудиться.

Источник: chinapro.ru

энергетика Китай экология

Категория: Промышленность

Добавлена: 16.05.2011

Последние темы на форуме

Станок древесно-стружечный. Гидравлический привод или механика. Объем производимой стружки до 20 кубов в час.

Автор: tehpromservis Форум: Деревообрабатывающее оборудование Дата: 03 марта 2017, 15:40

Предлагаем услуги по металлобработке любыми способами в Китае, любой нестандартный металлопрокат, запасные части к станочному оборудованию из...

Автор: info365 Форум: Покупка / Продажа металлообрабатывающего оборудования Дата: 23 февраля 2017, 10:48

Распродаем дисковые пилы LEUCO для лесопиления Цены и параметры пил можно посмотреть на http://www.leucorus.ru/sale/?tovar_id=23

Автор: LEUCO Форум: Покупка и продажа оборудования для лесопиления Дата: 13 февраля 2017, 10:43

Дорогие друзья, Хотелось бы обсудить тему выставок в машиностроении. В связи с этим у меня возникло несколько вопросов: Как часто...

Автор: liubov Форум: Металлообрабатывающее оборудование Дата: 06 февраля 2017, 11:56

Категории

Похожие новости

Видео по теме новости