Итогом первого квартала будет стагнация
Предварительные итоги первого квартала не радуют экономистов. С начала 2011 года в России наступила экономическая пауза. Точнее – страна балансирует между стагнацией и угрозой нового спада. Прирост ВВП по сравнению с первым кварталом прошлого года может не превысить 2% – что в полтора раза хуже, чем в 2010 году, и вчетверо меньше, чем до кризиса. Причины стагнации эксперты видят в сокращении инвестиций, торможении реальных доходов, отсутствии роста несырьевого экспорта и в неопределенности выбора нового президента и новой модели экономического развития.
Не секрет, что именно квартальные экономические показатели являются ключевыми для понимания того, куда движется экономика. И именно квартальные показатели правительство использует в своих оценках, прогнозах и решениях.
О состоянии экономики в первом квартале текущего года Росстат сообщит лишь в конце апреля. В то же время экспертное сообщество нередко высказывает сомнение в объективности официальных статистических данных, называя их далекими от реальности. В итоге некоторые аналитические центры самостоятельно и с опережением оценивают происходящие в экономике процессы. Вывод многих экономистов о текущем состоянии российской экономики неутешителен: Россия так и не вышла на предкризисные темпы роста, «неопределенность» – таким словом описывается сегодняшнее состояние российской экономики.
Основным и наиболее надежным экономическим индикатором является динамика промышленного производства. «В целом до последнего момента можно было говорить о росте, но только о росте, который постепенно замедляется. В начале этого года после январского роста производство в феврале формально затормозило», – сообщает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников. Такое торможение пока еще нельзя интерпретировать как переход к стагнации, но это действительно экономическая пауза, говорит эксперт. И теперь остается только ждать результатов марта, которые либо закрепят паузу, либо покажут рост, но рост скорее всего замедленный.
В качестве серьезного негативного фактора, усугубляющего экономическую неопределенность, Сальников назвал стагнацию экспорта. «Сейчас, если смотреть по большинству отраслей, экспорт стагнирует на уровне примерно 10–15% ниже, чем было до кризиса. Более того, в последние месяцы наметилось снижение экспорта, связанное, видимо, с ухудшением позиций российских компаний на внешних рынках. Правда, все это не касается нефти и газа», – говорит эксперт.
Сейчас, резюмирует Сальников, сложилась неоднозначная ситуация: на внешних рынках наблюдаются негативные тренды, внутренние рынки в целом восстанавливаются, но это восстановление происходит лишь за счет простого «выкарабкивания из ямы» и еще не является ростом в прямом смысле слова. Поэтому возникает вопрос, на который пока нет ответа: чем же будет поддерживаться рост?
Эксперты в целом не смогли назвать те сектора экономики, которые могли бы стать драйвером роста. «Автономный рост, то есть рост, который не является компенсацией прошлого провала или который не стимулируется государством, нигде не замечен», – говорит, в свою очередь, ведущий экономист Центра развития Валерий Миронов. Единственная надежда возлагается экспертами, пожалуй, только на отечественный автопром: из-за событий в Японии у него может появиться шанс закрепить тот рост, который был обеспечен мерами господдержки. Речь идет в том числе о шансе импортозамещения.
В отличие от специалистов ЦМАКПа в Центре развития не сомневаются, что российская экономика именно стагнирует. По итогам первого квартала реальный – а не зафиксированный официальной статистикой – рост ВВП составит скорее всего не более 2% год к году, считает Миронов. Причем такая стагнация обусловлена не только экономической, но и политической неопределенностью в стране.
«С одной стороны, высокие цены на нефть поддерживают промышленность и экономику. Но с другой – в условиях высоких рисков предприятия, даже получая доходы, не стремятся направлять их на производство, они хотят придерживать их в корпоративных резервных фондах, – рассуждает Миронов. – Поэтому по итогам марта скорее всего ситуация в промышленности тоже будет близка к стагнации».
И это подтверждается тем фактом, что инвестиции за первые два месяца 2011 года по отношению к тому же периоду прошлого года «вдруг и необъяснимо для всех» упали. Произошло резкое изменение инвестиционного тренда от роста к падению. Падение инвестиций Миронов связывает с оттоком капитала и с новой налоговой системой, которая увеличивает нагрузку на бизнес. Кроме того, негативно на инвестиционных планах сказываются, по его мнению, и предстоящие выборы: «Не ясна модель экономического роста. Какая она будет? Та, которую отстаивает Владимир Путин, или та, которая ближе Дмитрию Медведеву? Или какая-то еще?» Поэтому, предполагает эксперт, в российской экономике неопределенность сохранится как минимум вплоть до начала лета, когда на заседании правительства обсудят первые итоги работы экспертных групп по написанию долгосрочной стратегии России. Хочется верить, что после заседания экономическая политика властей станет более определенной.
Эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Алексей Балаев тоже указал на инвестиции как на основной фактор, сдерживающий экономический рост. «Отмечено существенное падение инвестиций в основной капитал, в том числе за счет снижения объема строительных работ. Падение инвестиционного спроса в январе не было скомпенсировано в феврале, и по итогам первого квартала 2011 года ожидается снижение инвестиций в основной капитал по сравнению с первым кварталом 2010 года на уровне 2,7%». В то же время у специалистов ЭЭГ предварительные оценки роста ВВП в первом квартале 2011 года оказались более оптимистичными, чем в Центре развития: «Мы ожидаем рост ВВП в первом квартале 2011 года по сравнению с первым кварталом 2010 года на уровне 4,5%. В зависимости от итогов марта рост может составить 4,1–4,9%», – резюмирует Балаев.
Помимо политической и инвестиционной неопределенности не способствует экономическому буму также и неопределенность потребительская. «Реальные доходы населения в феврале неожиданно упали по отношению к тому же периоду прошлого года. Это произошло в том числе и потому, что правительство начало свертывать антикризисные программы и урезать поддержку бюджетников и пенсионеров. Без доходов снижается потребительская активность населения. А ведь потребительская активность вносит в ВВП в два раза больший вклад, чем инвестиции», – замечает Миронов.
Источник: ng.ru
Категория: Промышленность
Последние темы на форуме
Станок древесно-стружечный. Гидравлический привод или механика. Объем производимой стружки до 20 кубов в час.
Автор: tehpromservis Форум: Деревообрабатывающее оборудование Дата: 03 марта 2017, 15:40
Предлагаем услуги по металлобработке любыми способами в Китае, любой нестандартный металлопрокат, запасные части к станочному оборудованию из...
Автор: info365 Форум: Покупка / Продажа металлообрабатывающего оборудования Дата: 23 февраля 2017, 10:48
Распродаем дисковые пилы LEUCO для лесопиления Цены и параметры пил можно посмотреть на http://www.leucorus.ru/sale/?tovar_id=23
Автор: LEUCO Форум: Покупка и продажа оборудования для лесопиления Дата: 13 февраля 2017, 10:43
Дорогие друзья, Хотелось бы обсудить тему выставок в машиностроении. В связи с этим у меня возникло несколько вопросов: Как часто...
Автор: liubov Форум: Металлообрабатывающее оборудование Дата: 06 февраля 2017, 11:56